НовостиО ХрамеПреп. СергийБогослуженияПроповедиКлирКонтактыВопрос НастоятелюПеснопения Воскресная школаСсылкиБиблиотекаСоциальная деятельностьФотографииГостевая книгаКалендарь Молодежная страничка Миссионерская деятельность


Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек!

Ты создан Богом для вечности.
К Богу все придем,
но путь этот лежит через Храм - дом Божий.
Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом




 

 

Патриархия.RU

Православие.Ru

Библиотека святоотеческой литературы

 


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Сегодня мы слышали с вами замечательную притчу о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Лк. 18:10-14).
 ____Из этой притчи узнаем то, что приходим мы в Храм все как просители, а Господь для нас является Подателем благ. Но просители мы бываем разные, и Господь на примере мытаря и фарисея показывает, как мы просим у Бога и почему не получаем, почему нас Господь не слышит. Эта притча всегда рассказывается накануне Великого поста, чтобы научить нас, как нам приходить в Храм и как нам обращаться к Богу.
____Фарисея мы все осуждаем, он не правильный, но его образ сидит в нас во всех: гордый, заносчивый. Нам, конечно, более привлекателен мытарь, но быть мытарем мы не желаем. Нет совершенно никакого желания, даже перед Богом, не то, что перед своими ближними.
____Чем же отличается мытарь от фарисея? Не только по своему социальному положению, не только по тому, что трудятся по-разному, главное, они отличаются, как Господь показал, по своему внутреннему состоянию. Мы узнаем из притчи, что приходим в Храм просить, Господь нам подает, но, оказывается, в Храме совершается суд над нами, нас Господь оценивает и не просто оценивает, а Он определяет меру этой цены. Потому сказано, что мытарь пошел в дом более оправданным, чем фарисей. Значит, произошел суд Божий в Храме над этими двумя людьми, который мы тоже не слышим, не видим, не осознаем. Но почему-то иногда из Храма мы выходим легко и хорошо, и на душе у нас светло, а иногда бывает очень тяжело. Мы чувствуем над собой суд Божий. Каждый чувствует. Но мало обращаем на это внимания. А он происходит каждый раз, как мы приходим в Храм со своими заботами, просьбами, обращениями к Богу.
____Мытарь  отличается от фарисея по своему внутреннему состоянию. Он даже не заходит в Храм, а смиренно стоит в притворе, он бьет себя в грудь, как сказано в Священном Писании. Что это означает? Это означает, чтобы нам было понятно, видимое его сокрушение. Он внутренне сердечно сокрушается, и поэтому употреблено выражение, что он себя бьет в  грудь. Скорбит и печалится, не находит в себе ничего хорошего. Не видит никого и ничего, осуждает только себя. А к Богу он обращается исключительно потому, что верит в Его милосердие. Поэтому он говорит: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13). «Один я грешник, и ничего в себе хорошего не нахожу, надеюсь только на Твою милость и больше ни на что. Нет у меня никаких дел, ни заслуг, нет у меня ничего хорошего».  Господь очень емко и кратко нарисовал образ кающегося грешника. И, в то же время, Он нарисовал и другого грешника, который не кается – это фарисей. Фарисей в каждом из нас. Мытарь редко у кого бывает в душе. Редко, когда мы каемся так искренне, как сказано в Священном Писании. А наша гордыня, наше превозношение всегда идет впереди нас. Поэтому так часто мы слышим, да и сами часто заводим разговор о том, кто был в каком Храме, как там себя ведут, какие люди, как обращаются. Как это похоже на фарисея! Прямо повторяем его слово в слово! Читаем и думаем, что это не о нас. А когда мы выходим из Храма, говорим, что тот вел себя плохо, как фарисей, а я не такой, как прочие, как те, которые обижают других. Хотя сам обижает и говорит про всех, что они плохие. Мы говорим, что мы не фарисеи, но повторяем все слово в слово за ним, что мы не такие, как те, что здесь стоят. Кто-то толкнул, не так прошел, не так взглянул, вообще, все не так, все не такие. «А я, - говорит фарисей, - какой заслуженный!» И опять мы за ним повторяем слово в слово: «Пощусь два раза в неделю, десятину даю, совершаю добрые дела». Но непонятно, почему эти добрые дела не облагораживают наши души так же, как и душу фарисея. Значит, не совсем эти добрые дела являются добрыми. Значит, они делаются с гордыней, с тщеславием, с грехами, с превосходством над другими. Поэтому Господь и не слышит нас так же, как и фарисея. Он видит наше внутреннее состояние, и мы не получаем оправдания и часто без радости выходим из Храма. Потому что в нас нет ни смирения, ни сокрушения о своих грехах, ни надежды только на милость Божию, как у мытаря, а есть только гордыня, превосходство, тщеславие, осуждение ближних. Стараемся мы себя поставить всегда повыше, поближе, чем всех остальных.
____Эту притчу каждому из нас нужно бы было помнить каждый раз, когда мы общаемся со своими ближними, приходим в Храм. Она нам дана в такой простой и доступной форме, понятной для всех и для каждого, для самого неграмотного. Каждый может себя оценить, чтобы потом не оказался суд Божий над нами страшным.
____Эта же притча отвечает нам на многие вопросы: почему мы такие, почему мы так живем, почему Господь нас не слышит, как мы считаем, не видит, не замечает. Потому что мы сами никого не слышим, не видим и не желаем творить какое-либо добро, а от Бога желаем получать самыми первыми и как можно больше. Это так и есть. Приходят, покупают самую дешевую свечку и говорят: «Кому поставить, чтобы у меня было все хорошо». Я спрашиваю: «Как это – все хорошо?»  «Чтобы я не болел или не болела, чтобы у меня в семье было хорошо, чтобы в личных делах, на работе, на учебе». Я говорю: «Знаете, я бы тоже также хотел бы. Самую дешевую свечку – и никаких проблем». А трудиться над собой мы не желаем. Господь смотрит не на свечку, а на то, что у нас в душе, есть ли там какой-либо огонек? Есть ли там что-то доброе и благое.
____Постараемся, дорогие братья и сестры, не забывать о том, кем мы являемся перед Богом, как мы себя должны вести, чтобы Господь и нас так же, как и мытаря, оправдывал даже не за наши дела, а за внутреннее смирение и послушание Богу.
____Аминь.


Предложения и замечания о работе сайта отправлять по адресу: design2006@pisem.net
©Храм Живоначальной Троицы в Конькове 2006.